180 за литр — не предел. 5 стран, где бензин стоит ещё дороже

Доступность автомобилей и бензина населению

Сколько должен стоить бензин, чтобы вы, лично ВЫ отказались от собственного транспорта и пересели на трамваи, автобусы и троллейбусы?

Помню, лет 20 назад, когда топливо стоило в пределах 15-17 рублей за литр, среди экспертов были популярны прогнозы наподобие «если бензин будет по 50, никто не будет ездить на машинах». Прошло время, ценник перевалил сначала за круглые 50, а теперь и за 60 рублей. Но машин возле подъездов меньше не становится!

В городе пробки, но мои соседи ездить стали меньше: часто в рабочие дни днем возле дома сложно найти, где припарковаться. То ли все на дистанте трудятся, то ли в рантье превратились и не работают вообще, но факт остается фактом. Стать — негде. В очередной раз столкнувшись с проблемой парковки, я решил посмотреть, в каких странах в 2025 году самое дорогое топливо и почему, и долго ли нам еще их догонять по ценам.

В статье использовал данные мирового мониторинга цен на топливо GlobalPetrolPrices по 95-му бензину на 10 марта. Выбрал все страны, где литр стоит в 3 раза дороже, чем у нас. Справочно даю средние зарплаты жителей.

Трудовые отношения в Сингапуре

5 место — Сингапур

  • 181,03 рубля за литр
  • 6420 сингапурских долларов в месяц (3 кв. 2024); 408,9 тысячи рублей

Дорогой бензин в Сингапуре из-за высоких импортных пошлин и налогов. Помимо стандартного налога с продаж или НДС (9%) дополнительно взимается углеродный налог. У города есть статус нефтеперерабатывающего центра, они активно закупают нефть и производят топливо, но промышленность этой сферы ориентирована на экспорт, а не для своих.

Кроме того, в городе действует система Certificate of Entitlement (COE). Ее суть в том, что для владения автомобилем нужно приобрести особую лицензию. Ее стоимость — до 70% стоимости авто. Это снижает число автовладельцев и, как следствие, спрос на бензин. Его цена остается высокой из-за налогов, но если бы не COE, сингапурцы уже платили бы за литр не меньше, чем в Гонконге.

Средняя зарплата в Дании

4 место — Дания

  • 182,73 рубля за литр
  • 47601,20 датских крон в месяц (2023, с двухлетним отставанием показывают); 591 тысяча рублей

Датчане заправляются не топливом, а налогами — в стоимости литра бензина до 70% составляют именно они. Тут и НДС, и акцизы, и разнообразные сборы… Выбора нет, приходится платить.

Скоро датчанам станет еще сложнее: к 2030 году страна планирует полностью запретить продажи автомобилей на бензине на своей территории. Ожидается, что заправки для электрокаров будут на каждом углу, а бензин превратится в товар редкого спроса.

Маастрихт, город в Нидерландах

3 место — Нидерланды

  • 185,41 рубля за литр
  • 3875 евро в месяц (2025); 360,4 тысячи рублей

Голландцам с каждым годом все менее выгодно владеть бензиновым автомобилем. Как и в Дании, в Нидерландах действует акциз на топливо и НДС (21%), а также экологические сборы. Бензин планомерно ведут к запретительно высоким ценам: голландцы активно развивают велосипедную инфраструктуру и электромобили, на которые по замыслу в течение 10-12 лет должно перейти все население.

И у Нидерландов, и у Дании достаточно денег, чтобы субсидировать цены на бензин на радость народу. Но этого не делают: стоит задача перехода на общественный транспорт и «зелёные» технологии, и субсидии уходят в ветрогенерацию и прочие «экологически чистые» ноу-хау. Беру в кавычки, потому что экологическая чистота продвигаемых ныне технологий весьма сомнительна. В странах использования — да, чисто. А в странах добычи, производства и утилизации — нет.

Исландия, жилая застройка

2 место — Исландия

  • 202,59 рубля за литр
  • 878 тысяч исландских крон в месяц (2024); 556,3 тысячи рублей

Страна льдов и вулканов переходит на возобновляемую энергию, но без перегибов. Никто не заставляет жителей отказываться от того транспорта, к которому они привыкли.

У высоких цен на бензин в Исландии чисто экономическое обоснование. Транспорт местного населения зависит от импортного топлива. Поскольку запросы АЗС не покрываются собственной нефтедобычей, приходится оплачивать логистику. Транспортировка топлива на острова обходится заметно дороже, чем любые материковые поставки.

Впрочем, высоких сборов в казну тоже никто не отменял. Налоги на топливо в Исландии включают акцизы и НДС (24%), что делает его одним из самых дорогих в Европе. Но местным по плечу такие расходы: у исландцев на тысячу населения 717 автомобилей, 5 место в мире по автомобилизации.

Средняя зарплата в Гонконге

1 место — Гонконг

  • 300,47 рубля за литр
  • 18925 гонконгских долларов в месяц (3 кв. 2024); 207,4 тысячи рублей

Такой дорогой бензин, и такие маленькие зарплаты в сравнении с четырьмя странами выше! У Гонконга нет своей нефтедобычи, и по топливу город зависит от импорта. А там, где есть импорт, есть и возможность вводить пошлины на ввоз. Де-факто можно сделать совершенно любой ценник, хоть 900 рублей за литр, управляя тарифами.

Принято считать, что высокая плотность населения и развитый общественный транспорт снижают потребность жителей Гонконга в личных авто. На самом деле количество автовладельцев падает из-за непомерно дорогого содержания железного коня: на 1000 жителей там насчитывается всего 83 автомобиля. Были бы зарплаты как в Исландии, личных авто было бы в разы больше.

Что общего у пяти стран? В них сначала создали условия, чтобы люди ездили на общественном транспорте или предпочли автомобилю велосипед, и только потом начали поднимать цены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *