2 человека на квадратный километр. Чем зарабатывает наша соседка — Монголия

Посмотрим на площадь, население и промышленность, ежели таковая имеется.

Страна крупная, но не обжитая

Территорию Монголии маленькой не назовешь. Страна занимает 18-е место в мире по площади и осваивает 1,6 млн квадратных километров земли. Впрочем, осваивает — слово громкое и неуместное.

Плотность населения в Монголии — 2,08 человека на квадратный километр, одна из самых низких в мире. А общая численность населения — всего лишь 3,45 млн человек.

За последние 50 лет число жителей Монголии увеличилось почти в 3 раза, демографических проблем там на первый взгляд нет. Нам бы в России такой рост, правда?

Монгольские дети

Чем зарабатывают монголы?

В основе экономики Монголии лежат две сферы: добыча подаренных природой ресурсов и сельское хозяйство.

В Монголии добывают золото, медь, молибден, вольфрам и олово. Копают уголь — бурый и каменный. Качают нефть (по нашим российским меркам объемы добычи крошечные, но для монголов это весомый источник твердой валюты).

Если бы цивилизованный мир не придумал зеленый переход, монголы могли бы продавать каменный уголь еще несколько столетий. Там его миллиарды тонн! Уголь с месторождения Таван-Толгой считается одним из наиболее востребованных на мировом рынке.

Главная особенность сельского хозяйства Монголии — упор на скотоводство, а не земледелие. Монголы выращивают лошадей, овец, крупный рогатый скот, коз и верблюдов. По количеству скота на душу населения страна занимает первое место в мире.

Монгольские верблюды

Несмотря на большую площадь страны, пригодной для культивации почвы там крайне мало. А частые засухи и холода превращают выращивание товарных культур в рулетку: повезет — не повезет. Тем не менее, картошка и помидоры у монголов свои, как и многие другие овощи.

Из промпроизводств в Монголии развиваются мясопереработка, производство стройматериалов, кожевенная, суконная и текстильная промышленность. Последние 20 лет активно развивается машиностроение. Монголы производят автобусы, троллейбусы и дуобусы самостоятельно, а трактора — в партнерстве с белорусами.

Интересный сектор — авиастроение. Нет, монголы не стоят ничего типа Боингов или Суперджетов, зато превосходно освоили производство беспилотников. А их автожиры и дельталеты кажутся отдельным чудом техники.

Автожир

Откуда инвестиции и кто все это выкупает?

До 1991 года Монголия де-факто жила на содержании у СССР. До трети валового продукта приходилось на помощь от союза. На эти деньги строились школы и больницы, открывались шахты и фабрики. Союз выкупал то, что произвели монголы. Читатели, заставшие ту эпоху, явно вспомнят вкусную и мясистую монгольскую тушенку…

Когда помощь прекратилась, Монголия столкнулась с экономическим кризисом, которого доселе не знала. ВВП падал, народ нищал. Победой казалось выйти хотя бы на стагнацию, не говоря уж о росте.

Преодолеть череду экономических неудач помогли две вещи — налаживание связей с Китаем и вступление в ВТО в 1997 году. Богатой природными ресурсами страной заинтересовался не только Пекин, но и страны Запада. До сих пор в топ-3 торговых партнеров Монголии числится Швейцария, а в десятку входят Италия, США, Германия и Великобритания.

Китай — и главный инвестор, и одновременно ключевой покупатель монгольского сырья и товаров. Разрыв, конечно, громадный, как и в любой вассальной стране. По данным ООН за 2021 год, топ-3 монгольского экспорта:

  • Китай — 7,63 млрд долларов,
  • Швейцария — 869,74 млн долларов,
  • Сингапур — 254,09 млн долларов.

Помимо минерального и прочего природного сырья, монголы поставляют миру шерсть, пряжу, вязаные вещи, мясо и летательные аппараты, в том числе беспилотные. ВВП Монголии растет темпами быстрее среднемировых (+7,9% в годовом выражении). Единственное, чего не хватает монголам — нормальной диверсификации экспорта. Судя по статистике торговли с Китаем, опыт постсоветского кризиса ничему их не научил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *