3 причины успеха экономики Эстонии — за каждую из них эстонцы могут сказать спасибо Советскому Союзу

Жизнь в Эстонии

Если взять общий объем инвестиций, можно заметить, что в маленькую Эстонию идет больше денег, чем в огромную Россию. Не в абсолютных цифрах, разумеется, а в процентах от ВВП. В апрельском «World Economic Outlook» МВФ оценивал этот показатель для России в 23,4%, а для Эстонии — в 29,6% от валового продукта в 2020 году.

И это не единственное достижение прибалтийской республики. По ВВП на душу населения Эстония в 2020 году обогнала не только все без исключения бывшие советские республики, но и Польшу, Словакию, Грецию, Венгрию, Португалию и даже Чехию. У Эстонии 23,33 тысячи долларов (данные МВФ), а у Чехии — 22,48 тысячи. В Португалии — 22,49 тысячи. В России, для сравнения, 10,04 тысячи.

Эстония и другие европейские страны, подушевой ВВП

Почему Эстония так быстро и уверенно растет? Я вижу как минимум три ключевых причины успеха эстонской экономики. И за каждую из них страна может быть благодарна сюзерену, от которого она так торопилась отмежеваться — СССР.

Давайте честно: из России никогда не вылепить Швейцарию. А из Киргизии — Германию. Нет, я не пессимист, я экономист-прагматик, далекий от прожектерства. А вот из Эстонии вышла вполне себе успешная европейская страна… Потому что пришла она в Европу со знатным багажом.

Эстония изначально была успешна

Смотрите, что писали об Эстонии в учебнике по экономической географии «Размещение производительных сил», по которому учился я:

Экономика Эстонии времен СССР
Фото автора. Год издания — 1994

Вы сейчас скажете — ерунду ты, автор, показываешь. Что такое 1,7% мяса и 2,2% трикотажа в масштабах всея Союза? И будете не правы, потому что ключевые моменты тут другие:

  • Ввозимые товары — всего 29% от общего объема потребления.
  • Четверть произведенной продукции вывозилась за пределы республики.

То есть у Эстонии изначально был нормальный торговый баланс и самодостаточность! Ей было легче, чем другим республикам, приспособиться ко вновь обретенной свободе. Да и производили там, простите за отсылку к его величеству, вовсе не галоши, а вполне востребованные товары.

Как Эстония распорядилась унаследованными от СССР производствами — тема для отдельной статьи. Если кратко, то все, что можно было использовать, модернизировать и заставить приносить прибыль, успешно работает по сей день.

Качество дорог в эстонской глубинке
Качество дорог в эстонской глубинке

Вторая причина успеха Эстонии — транспортная инфраструктура

По развитию железнодорожной и автомобильной инфраструктуры Эстония всегда была в числе лидеров Союза. Эстонцы не распылялись на то, в чем не видели коммерческой значимости.

К примеру, в советские времена там активно развивали судоходство, но после распада СССР оно постепенно увяло. Так, в 1993 году общая грузоподъемность грузовых судов Эстонии составляла 701 тонну, а в 2017 году — всего 85 тонн.

Зато эстонцы не скупились на развитие и модернизацию автодорог там, где она необходима. В итоге вся страна пронизана сеткой пригодных для грузового транспорта шоссе, адаптированных под логистику современного бизнеса.

Нарвские электростанции
Нарвские электростанции, Эстонская ТЭЦ

Третья причина — своя энергетика

Бизнес не может существовать без энергетических мощностей. Это аксиома: чем выше доступность энергии, чем ниже цены на нее, чем лучше развита энергетическая инфраструктура, тем выше экономический потенциал и общая успешность страны.

Эстония — одна из немногих стран, которых можно назвать чистым экспортером электроэнергии. Ее производится столько, что внутри собственных границ израсходовать невозможно… Приходится продавать, наполнять бюджет.

А откуда энергия? 90% — с Нарвских электростанций. Это новое название, помнящие Союз люди знают их как Балтийскую ТЭЦ и Эстонскую ТЭЦ. Просто эстонцы подумали: зачем кормить лишний штат управленцев? И объединили две ТЭЦ в одну компанию для удобства управления и оптимизации расходов.

А откуда ТЭЦ? СССР построил. Балтийскую строили с 1956 по 1959 год, работала на высокозольном топливе. Эстонская с 1969 года работает на горючих сланцах. Как строили — отдельная интересная история… Говорят, дымовые трубы Балтийской электростанции изначально были построены выше запланированного, потому что при их строительстве было завезено слишком много материалов, которые эстонцы не хотели возвращать. Эстония брала все, что ей давали.

Вот такие подарки получила новая успешная европейская страна от СССР… Какую промышленность раскручивала Эстония, чтобы стать развитой страной — посмотрим в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *