Все знают, что мы поставляем миру нефть, газ, зерно, удобрения, древесину и еще десятки видов сырьевых и околосырьевых товаров. А что насчет товаров с высокой добавленной стоимостью? Тех, для производства которых нужно приложить не только силу и ресурсы, но и волю, разум, технологии?
Нельзя спрятать продажи
Закрыли сейчас целый ряд данных по энергетическому сектору. Не публикуют. А мне смешно! У любой торговой сделки всегда есть как минимум две стороны — продавец и покупатель. Если одна из сторон прячет свою статистику, объявляет данные засекреченными на государственном уровне или выводит в ранг коммерческой тайны, то вторая обычно обетом молчания не связана. Спрятать цифры в 21 веке нереально.
Я проверил по базе данных COMTRADE Организации Объединенных Наций по международной торговле статистику наших поставок от высокотехнологичных секторов. Цель была лишь одна: понять, развивались ли в России производства, или знаменитое «вставание с колен» существует лишь в телевизоре. Данные по РФ на инфографике охватывают период с 1996 по 2021 год.
Ядерные реакторы и оборудование
84-я группа ТН ВЭД включает разнообразную машинерию и запчасти для нее. От ядерных реакторов, кои «Росатом» щедро строит в долг по всему миру, до котлов отопления, турбин, газогенераторов, двигателей, силовых установок и прочих воплощений инженерной мысли. Та самая продукция высокой добавленной стоимости, к наращиванию экспорта которой стремится любая развитая страна.
Динамика поставок из России, в миллиардах долларов:
Рост вроде бы налицо. С 2 млрд в 90-х поднялись до 10 млрд в 2021 году. Но растущими поставки выглядят ровно до тех пор, пока не сравнишь их с китайскими:
Как видим, китайские производители за тот же период времени умудрились подняться от околонулевых значений до годового объема экспорта технологически сложного оборудования на 550 млрд долларов.
Транспортные средства
87-я группа ТН ВЭД. К ней относят весь наземный транспорт и запчасти к нему, за исключением железнодорожного и трамвайного подвижного состава. Автомобили, автобусы, тракторы, танки, велосипеды, коляски и все остальное, что может ездить не по рельсам.
Российский экспорт товаров этой группы вырос, но не достиг даже 5 млрд долларов:
Помню, как на наших улицах появились первые китайские автомобили. На них показывали пальцем и говорили: «Глянь, глянь, щас колесо отвалится!» Сложно изменить потребительское мнение о качестве товаров, но Китай смог. И к концу 2022 года на российском рынке активно продается 11 марок китайских авто.
Рост экспорта из Китая по транспортным средствам впечатляет! В 90-х мы были на одном уровне, а в 2021 году Поднебесная обгоняет Россию в 24 раза:
Можно ли говорить, что мы нарастили высокотехнологичный экспорт? По фактам — можно. Пятерка всяк больше двойки, математический рост присутствует. По сути же вместо громкого «вставания с коленов» выходит форменное издевательство: программы поддержки были, инвестиции были, министерство лишнее открыли… Но остались лишь вопросы, куда на самом деле ушли деньги на развитие, и сожаление, что Россия — не Китай.