А было ли «вставание с коленов»? Сравним с Китаем высокотехнологичный экспорт из России за 26 лет

В.Путин и Си Цзиньпин

Все знают, что мы поставляем миру нефть, газ, зерно, удобрения, древесину и еще десятки видов сырьевых и околосырьевых товаров. А что насчет товаров с высокой добавленной стоимостью? Тех, для производства которых нужно приложить не только силу и ресурсы, но и волю, разум, технологии?

Нельзя спрятать продажи

Закрыли сейчас целый ряд данных по энергетическому сектору. Не публикуют. А мне смешно! У любой торговой сделки всегда есть как минимум две стороны — продавец и покупатель. Если одна из сторон прячет свою статистику, объявляет данные засекреченными на государственном уровне или выводит в ранг коммерческой тайны, то вторая обычно обетом молчания не связана. Спрятать цифры в 21 веке нереально.

Я проверил по базе данных COMTRADE Организации Объединенных Наций по международной торговле статистику наших поставок от высокотехнологичных секторов. Цель была лишь одна: понять, развивались ли в России производства, или знаменитое «вставание с колен» существует лишь в телевизоре. Данные по РФ на инфографике охватывают период с 1996 по 2021 год.

Ядерные реакторы и оборудование

84-я группа ТН ВЭД включает разнообразную машинерию и запчасти для нее. От ядерных реакторов, кои «Росатом» щедро строит в долг по всему миру, до котлов отопления, турбин, газогенераторов, двигателей, силовых установок и прочих воплощений инженерной мысли. Та самая продукция высокой добавленной стоимости, к наращиванию экспорта которой стремится любая развитая страна.

Динамика поставок из России, в миллиардах долларов:

Экспорт из России машин, ядерных реакторов, котлов

Рост вроде бы налицо. С 2 млрд в 90-х поднялись до 10 млрд в 2021 году. Но растущими поставки выглядят ровно до тех пор, пока не сравнишь их с китайскими:

Экспорт из Китая машин, ядерных реакторов, котлов

Как видим, китайские производители за тот же период времени умудрились подняться от околонулевых значений до годового объема экспорта технологически сложного оборудования на 550 млрд долларов.

Транспортные средства

87-я группа ТН ВЭД. К ней относят весь наземный транспорт и запчасти к нему, за исключением железнодорожного и трамвайного подвижного состава. Автомобили, автобусы, тракторы, танки, велосипеды, коляски и все остальное, что может ездить не по рельсам.

Российский экспорт товаров этой группы вырос, но не достиг даже 5 млрд долларов:

Экспорт из России транспортных средств

Помню, как на наших улицах появились первые китайские автомобили. На них показывали пальцем и говорили: «Глянь, глянь, щас колесо отвалится!» Сложно изменить потребительское мнение о качестве товаров, но Китай смог. И к концу 2022 года на российском рынке активно продается 11 марок китайских авто.

Рост экспорта из Китая по транспортным средствам впечатляет! В 90-х мы были на одном уровне, а в 2021 году Поднебесная обгоняет Россию в 24 раза:

Экспорт из Китая транспортных средств

Можно ли говорить, что мы нарастили высокотехнологичный экспорт? По фактам — можно. Пятерка всяк больше двойки, математический рост присутствует. По сути же вместо громкого «вставания с коленов» выходит форменное издевательство: программы поддержки были, инвестиции были, министерство лишнее открыли… Но остались лишь вопросы, куда на самом деле ушли деньги на развитие, и сожаление, что Россия — не Китай.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *