Обычно говорят о хорошем. О том, как круто перейти на единые с «цивилизованным миром» деньги, избавиться от необходимости менять нацвалюту на зарубежную в каждой поездке в соседнюю страну. О том, как расширяются перспективы молодежи. Как текут потоком денежки… Или не текут, а утекают?
Страны вступают в Евросоюз ради получения четырех свобод
Основа экономической интеграции стран Евросоюза — так называемые «четыре свободы», которые гарантируются государствам-участникам. Это свобода движения:
- Товаров,
- Услуг,
- Людей,
- Капитала.
Полная интеграция подразумевает отсутствие торговых барьеров, условность географических границ, полную свободу инвестиций и переводов денежных средств в рамках сообщества. Никаких ограничений на покупку недвижимости, акций предприятий. Никаких лишних формальностей при переезде из страны в страну — хоть на выходные, хоть на ПМЖ. Свобода торговать, заниматься предпринимательством, продвигать свои товары и услуги на всей территории ЕС.
Занятно, что самые богатые страны Европы под этими свободами не подписались. Это Исландия, Норвегия и Швейцария. Национальные экономические интересы оказались для них важнее участия в общем европейском колхозе.
Потому что не хотели, чтобы было как в Финляндии
Финляндия показала континенту, что членство в ЕС — это затратно. Камнем преткновения стало сельское хозяйство. Став членом Европейской экономической зоны в 1994 году, финны только в 2002 смогли перейти на единую валюту и внедрить те самые «четыре свободы», о которых я писал выше.
Почему все затянулось? Главным элементом переговоров о вступлении в ЕС для Финляндии была защита собственного сельского хозяйства. До вступления финское правительство поддерживало их, регулируя местное ценообразование. Финляндия тогда уже не была бедной страной, скандинавский социализм давал свои плоды. Высокие зарплаты и пенсии позволяли стимулировать жителей платить за местные продукты питания больше, чем в других странах Европы.
До членства в ЕС оптовые цены финских фермеров были почти в два раза выше, чем в среднем по Евросоюзу. Спрос на финскую продукцию обеспечивался ограничениями по импорту. Избытки товаров вывозились за границу, для этого работала программа экспортных субсидий. Примерно то же самое было и в Швейцарии, которая в то время всерьез думала о вступлении в сообщество.
На переговорах Финляндия требовала, чтобы ее территорию признали сложной для ведения сельского хозяйства и дали дополнительную поддержку. Но получили ее лишь для северной части страны, холодной, где фермерские хозяйства малочисленны. В качестве дополнительной плюшки Финляндии позволили выплачивать переходное пособие в течение пяти лет для облегчения адаптации.
Итог был предопределен: с переходом на «четыре свободы» и допуском на финский рынок чужих товаров упали рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию. До каких уровней – с легкостью оценят жители Питера, катавшиеся за продуктами в Финляндию.
Единственная причина, почему сельское хозяйство Финляндии еще не рухнуло — прямое финансирование фермеров. После переходного периода финским аграриям начали оказывать прямую поддержку доходов, по объему никак не привязанную ни к оптовым, ни к розничным ценам на продовольствие. Эдакий фикс прайс — постоянный источник расходов для бюджета ради сохранения продовольственного суверенитета. Стоило ли членство в ЕС таких трат, как думаете?