Мишустин рассказывает всему миру о том, что инфляция в России самая низкая в Европе, всего 2,3% в годовом выражении. Каждый день приходят комментарии с просьбой прокомментировать эту цифру. Я уже объяснял не раз, как считают инфляцию и почему она высокая/низкая/стабильная (нужное подчеркнуть), и не хотел повторяться. Но вижу, что придется еще раз объяснить на пальцах, из чего получаются подобные данные. Начнем с обвинения статистиков во лжи, от которых мне становится обидно за коллег.
Открытость Росстата
Росстат часто обвиняют в манипуляциях статистикой. Иногда по делу, иногда огульно. Все же понимают, что расчеты инфляции — это не чистая математика, где можно посчитать все подряд. Это всегда выбор: что считать, где брать данные для расчета, как учитывать влияние.
Многие до сих пор уверены, что инфляцию считают «по прожиточному минимуму». Якобы, есть список социально значимых товаров — те самые, что раньше называли потребительской корзиной и рассчитывали на их основе прожиточный минимум для разных категорий граждан. Все это давно в прошлом.
Сейчас наши расчеты инфляции больше похожи на американскую систему, где во главе угла стоит реальное потребление домохозяйств. Разница лишь в количестве обследуемых товарных позиций — у них это несколько тысяч, у нас пока меньше шестисот. На основе реального потребления формируется коэффициент влияния (вес) каждого из товаров (услуг) на показатель инфляции.
Вся информация аккумулируется в документе под названием «Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен по группам и товарам (услугам) — представителям в группировке КИПЦ».
Могу со всей ответственностью заявить: никаких манипуляций с методиками Росстат за последний год не проводил. Последний раз структуру потребления домохозяйств, на базе которой вычисляют уровень инфляции, меняли с 1 апреля 2022 года:
Это фрагмент документа, где имеются две таблицы весов товаров — действующая до 1 апреля 2022 года и после этой даты. Указан конкретный ответственный чиновник и даны его контакты. За подобную открытость Росстату мой громадный респект! Мало в мире стран, где все желающие могут позвонить в ведомство и убедиться в цифрах.
Как разные товары влияют на инфляцию в России?
Общий вес всех товаров и услуг в структуре потребления принят за 100%. Процентный показатель по каждому товару или товарной группе можно условно назвать коэффициентом влияния на общий показатель инфляции.
Например, у торгов и пирогов это 0,733. А у бескостной говядины — 0,388. Это значит, что на общий показатель инфляции изменение розничной стоимости тортов и пирогов окажет в 2 раза большее влияние, чем цены на говяжью вырезку. Почему? Да потому что потребляем мы с вами, согласно обследованиям Росстата, больше тортов, чем говядины. Статистика — лишь отражение нашей жизни, а не формирующий ее фактор.
Вот вклад разных товарных групп в общий показатель инфляции:
- 31,678 — продукты питания и безалкогольные напитки
- 5,508 — алкоголь и табачные изделия
- 7,368 — одежда и обувь
- 11,893 — жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива
- 5,49 — предметы домашнего обихода, бытовая техника и повседневный уход за домом
- 4,189 — здравоохранение (от ваты, очков и тонометров до массажа и услуг сиделок)
- 14,471 — транспорт (сюда входит не только покупка и обслуживание авто, но и топливо, услуги аренды авто, ж/д и городской транспорт)
- 3,143 — связь (почта, сотовый, интернет и т.д.)
- 6,024 — организация отдыха и культурные мероприятия (интересно, что фотоаппараты и компьютеры входят в эту группу вместе с мягкими игрушками и ветеринарией)
- 1,074 — образование
- 2,581 — гостиницы, кафе и рестораны
- 6,581 — другие товары и услуги
Одежду и обувь мы потребляем в 4,3 раза менее активно, чем продукты питания. А значит, влияние на инфляцию у одежды будет в 4,3 раза ниже.
Структура потребления динамична
Когда товар перестает пользоваться спросом, он выбывает из структуры потребления и перестает оказывать влияние на инфляцию. К примеру, в последней версии документа строки по видеомагнитофонам, шерстяным коврам и носовым платкам остались, но их вес не определен. Мы перешли на потоковое видео и забыли о кассетах, а нос вытираем одноразовыми салфетками, вот и перестали быть кому-либо интересны цены на устаревшие товары.
Точно так же — с неопределенным весом — в списке до сих пор присутствуют услуги телеграфной связи. Зато уже присвоен вес смартфонам (0,698), беспроводным наушникам (0,173) и подписке на онлайн-видеосервисы (0,429 — выше, чем у говядины).
Теоретически, можно манипулировать весами товаров, чтобы снизить или увеличить их влияние на инфляцию. Например, что-то дешевеет, а мы возьмем и вес повысим, чтоб нивелировать подорожание сахара. Но на практике так никто не делает, иначе каждый месяц мы бы видели новый документ с весами. Этого нет: как изменили с 1.04.2022 структуру, так с ней и живем, никаких хитромудрых редакций я не наблюдаю.
Так откуда у нас низкая инфляция?
Мишустин совершенно прав, уровень инфляции у нас действительно лучше всех в Европе. Ближе всех к нашему апрельскому показателю 2,3% расположились Швейцария с 2,6% и Лихтенштейн с 2,9%.
Инфляция считается в годовом выражении. За последние 12 календарных месяцев. Апрельские цены сравниваются с апрельскими ценами прошлого года, майские — с майскими и т.д. В прошлом году мы столкнулись с резким ростом цен, а сейчас сработал эффект высокой базы. В прошлом апреле был как раз пик по инфляции, 17,8%. Сейчас подобных ценовых скачков не наблюдается, и инфляция просто физически не может быть выше тех кризисных показателей. Если честно, я вообще дефляцию ждал 🙂 Но увидел ее только по продовольственным товарам (-0,01% в апреле).