Показываю конкретные цифры — что и на сколько влияет на показатель роста и цен, и почему отдельные товары могут подорожать в разы, но инфляция при этом составит считанные проценты.
Усредненное потребление
Одна семья каждый год меняет смартфоны, а то и автомобили, ездит в отпуск каждый квартал и выбрасывает (крамола-то какая…) надоевшую одежду. Другая — кормится собственноручно выращенной картошкой, в магазинах покупает лишь самое необходимое, а отпуск проводит за чтением чужих историй о путешествиях.
И первая, и вторая семья своей моделью потребления влияют на уровень инфляции. Этот показатель — вовсе не среднее арифметическое по росту цен на избранные товары. Все намного сложнее.
Задача статистического ведомства — составить среднюю модель потребительского поведения в стране и выделить долю каждого товара или услуги в общей картине. Именно эта цифра в итоге определит, как будет рассчитана инфляция в конкретном периоде.
Росстат опубликовал подправленную «Структуру потребительских расходов населения по группам и товарам (услугам) — представителям для расчета ИПЦ в 2022 году по РФ» в феврале. Согласно этому документу, потребление россиян в процентных долях составляет:
- Продовольственные товары — 38,054%,
- Непродовольственные товары — 35,626%,
- Услуги — 26,32%.
Именно в таких долях рост цен на товары и услуги в текущем году влияет на уровень инфляции в стране.
А теперь конкретика
Внутри вышеупомянутых трех больших групп есть своя разбивка на подгруппы по видовому признаку. Например, «Чай, кофе, какао» (1,101% в структуре потребления), куда входят растворимый кофе, кофе молотый и в зернах, чай черный байховый в пакетиках и пачках, чай зеленый и какао. Если подорожал фруктовый чай или какая-нибудь матча, показатель инфляции это не изменит.
Или вот, к примеру, «Садоводство» (0,392%) — в него входят свежесрезанные цветы, земля для растений и лопата садовая. Грабли или вилы могут подорожать хоть в 10 раз! На инфляции это никак не скажется, ведь в структуре потребления вилы не представлены.
Раздел с овощами и фруктами настолько прекрасен, что показываю его весь:
Это овощи у нас настолько дешевые, что уровень потребления их близок к статистической погрешности, или их так мало потребляют, потому что денег нет? Вопрос, разумеется, риторический, ибо ответ очевиден. И— да, как и в примере с вилами, киви, ананасы и прочие авокадо могут хоть в 10 раз подорожать, инфляция не пошевелится.
Еще один показательный пример — раздел «Телерадиотовары» (0,311%). В нем имеется всего 2 (два!) товара, телевизор и флешка USB.
Чем беднее семья, тем выше в ее структуре потребления доля простых товаров, преимущественно продуктов питания, и ниже — более сложных, с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, тем выше будет инфляция на уровне конкретного домохозяйства — та инфляция, которую мы с вами ощущаем, делая покупки.
Доли, в которых товары и услуги влияют на инфляцию
Можете сопоставить с потреблением в своей семье и сделать вывод, насколько ваша структура потребления отличается от средней по стране.
От еды до ЖКХ:
- Говядина бескостная — 0,388%
- Свинина бескостная — 0,745%
- Фарш мясной — 0,94%
- Колбаса сырокопченая — 0,204%
- Колбаса вареная — 0,702%
- Молоко — 0,96%
- Соки фруктовые — 0,27%
- Сахар-песок — 0,384%
- Хлеб и булочные изделия — 0,938%
- Гречка — 0,24%
- Макароны — 0,356%
- Алкоголь — 4,141% (больше, чем молоко, колбаса и булки, вместе взятые)
- Одежда мужская — 1,02%
- Одежда женская — 1,984%
- Детская одежда — 0,679%
- Белье постельное — 0,289%
- Мебель — 1,796%
- Электротовары и бытовая техника — 1,281%
- Медикаменты — 2,229%
- Бензин автомобильный — 4,361%
- Услуги ЖКХ — 10,117%
Если упрощенно — рост цен на одежду влияет на инфляцию в 8 раз сильнее, чем на гречку или соки. А от цен на молоко инфляция зависит в 4 раза меньше, чем от цен на бензин.
Весь документ Росстата: Структура потребления в России для расчета ИПЦ