Пока все обсуждают масло, среди продуктов питания наметились новые лидеры. В последнем недельном отчете Росстата я увидел рост по всей плодоовощной группе. Наиболее выделяются:
- +8,6% — огурцы,
- +6,3% — репчатый лук,
- +6,1% — картошка.
Это не за год и не за месяц, а ЗА НЕДЕЛЮ. По огурцам еще ладно, можно понять — грунтовые давно закончились, содержание теплицы требует средств, на обогрев уходят огромные деньги, это нормальный сезонный прирост. Но картофель? Но лук? Урожаи только недавно собраны, рано ценам скакать.
Пресловутое сливочное масло прибавило всего 1,4% к стоимости, а средний прирост по всем обследованным продовольственным товарам — 0,19%.
Почему вообще растут цены на продукты?
Условно все факторы, из-за которых нам приходится сталкиваться с подорожанием еды, можно разделить на несколько больших групп.
1. Климатические факторы
Сельское хозяйство как ни одна другая отрасль зависит от погоды. Когда природа благосклонна к человеку, это прибыльный бизнес. Но когда у нас то залило поля, то засушило, то заморозило, прогнозы об урожае превращаются в гадания, повезет — не повезет. Меньше везения — активнее растут отпускные цены, а вслед за ними и розничные.
Чувствительно к погоде не только растениеводство, но и животноводство: если корма, выращенные аграриями, подорожали, неизбежно будет рост и по мясу, и по молоку, и по всей остальной животноводческой продукции.
2. Факторы издержек
Иногда урожай прекрасный, себестоимость продукта остается прежней или даже снижается, удобрения и семена не подорожали, но цены в магазинах на конечный продукт все равно растут. Влияют затраты обрабатывающих производств: на оборудование, упаковку, зарплаты персонала, логистику.
Если компании проводят какую-либо модернизацию — обновляют оборудование, покупают и внедряют новые технологии — затраты тоже придется оплатить обычному покупателю в «Магните» или «Пятерочке». Альтернатива — бюджетное субсидирование, но для этого нужен пухлый и румяный профицитный бюджет. Нужно с умом выбирать, на что и как тратить деньги — в интересах всего населения или на пользу отдельных приближенных групп.
3. Потребительские факторы
Уже не раз приводил простую аксиому рынка: если спрос растет, а предложение не расширяется, цены всегда растут. Есть и более сложные, но тоже аксиомы:
- Увеличение покупательной способности отдельных групп населения приводит к росту цен для всего населения. Работает, даже если достаток вырос всего у 5-10% населения.
- При изменении матрицы потребления растут цены не только на те продукты, по которым выявлен рост спроса, но и на продукты-заменители. Если подорожала свинина, пойдет в рост и курица.
- Рост спроса на более качественные продукты приводит к росту цен не только на них, но и на аналогичные товары в нижнем ценовом сегменте. Хорошо видно сейчас по маслу.
4. Финансовые факторы
Их много, приведу несколько примеров.
- Если у производителя существует потребность в импорте, на стоимость его продукции будет влиять валютный курс.
- Если не закрыт доступ на более выгодные рынки с более высокими ценами, продукт либо уйдет туда (возникнет его нехватка), либо цены сравняются.
- Обслуживание кредитов компанией-производителем тоже оплачивает покупатель товара. Чем выше ставки, тем выше цены.
5. Энергетические факторы
Формально они относятся к издержкам, но их принято выделять в отдельную группу. Если стоимость солярки для сельскохозяйственной техники выросла, а молокозавод стал больше платить за электроэнергию, формируется цепочка прироста стоимости всех продовольственных товаров.
Типичный пример влияния этих факторов — инфляция, которая 2 года назад раскручивалась по спирали в европейских странах. Мир дружно следил, удастся ли Европе справиться, или цены на еду уйдут в слабо контролируемый галоп. Не ушли, все хорошо у них там, можем порадоваться за обычных людей.
Я проверил, как растут цены на еду в других крупных экономиках
На всю Большую Двадцатку нашлась только одна страна с продовольственной гиперинфляцией — Аргентина. В годовом выражении рост цен составляет 201%, то бишь в 3 раза за год. Условно, если год назад товар стоил 100 рублей на наши деньги, то теперь — 300.
Галопирующий рост цен на еду вижу только в Турции — на 45,28% за год. Турки радуются, у них всего несколько месяцев назад 67-72% было, сейчас цены чуть притормозили. Ничего необычного, просто эффект высокой базы.
Больше стран с двузначными темпами роста цен на еду среди крупных экономик нет. У нас по сентябрю было 9,1%. Похожие цифры в Индии — 9,24%. В Бразилии и Мексике цены растут медленнее — на 6,65% и 6,23% в год соответственно.
Все остальные страны за психологическую отметку 5% не вышли. Показываю последние доступные в статистике цифры списком:
- 3,3% — Австралия
- 2,07% — Германия
- 2,35% — Индонезия
- 2,6% — Италия
- 2,8% — Канада
- 2,9% — Китай
- 1,9% — Британия
- 2,3% — США
- 0,6% — Франция
- 1,85% — Южная Корея
- 4,7% — ЮАР
- 3,4% — Япония
- 0,82% — Саудовская Аравия
Рост цен на еду в зоне использования евро — 1,7% в годовом выражении.
Выводы делайте сами. Раз Европа смогла справиться с ростом цен на продовольствие, не допустив раскрутки спирали инфляции издержек, значит, и остальные могут. Предлагаю просто порадоваться, что у нас не Аргентина.