На сколько растут цены на продукты в других странах «Двадцатки»? Объясняю причины подорожания еды и показываю цифры

Продовольственная инфляция в странах с нулевыми учетными ставками

Пока все обсуждают масло, среди продуктов питания наметились новые лидеры. В последнем недельном отчете Росстата я увидел рост по всей плодоовощной группе. Наиболее выделяются:

  • +8,6% — огурцы,
  • +6,3% — репчатый лук,
  • +6,1% — картошка.

Это не за год и не за месяц, а ЗА НЕДЕЛЮ. По огурцам еще ладно, можно понять — грунтовые давно закончились, содержание теплицы требует средств, на обогрев уходят огромные деньги, это нормальный сезонный прирост. Но картофель? Но лук? Урожаи только недавно собраны, рано ценам скакать.

Лук в 2 раза дороже морковки

Пресловутое сливочное масло прибавило всего 1,4% к стоимости, а средний прирост по всем обследованным продовольственным товарам — 0,19%.

Почему вообще растут цены на продукты?

Условно все факторы, из-за которых нам приходится сталкиваться с подорожанием еды, можно разделить на несколько больших групп.

1. Климатические факторы

Сельское хозяйство как ни одна другая отрасль зависит от погоды. Когда природа благосклонна к человеку, это прибыльный бизнес. Но когда у нас то залило поля, то засушило, то заморозило, прогнозы об урожае превращаются в гадания, повезет — не повезет. Меньше везения — активнее растут отпускные цены, а вслед за ними и розничные.

Чувствительно к погоде не только растениеводство, но и животноводство: если корма, выращенные аграриями, подорожали, неизбежно будет рост и по мясу, и по молоку, и по всей остальной животноводческой продукции.

2. Факторы издержек

Иногда урожай прекрасный, себестоимость продукта остается прежней или даже снижается, удобрения и семена не подорожали, но цены в магазинах на конечный продукт все равно растут. Влияют затраты обрабатывающих производств: на оборудование, упаковку, зарплаты персонала, логистику.

Если компании проводят какую-либо модернизацию — обновляют оборудование, покупают и внедряют новые технологии — затраты тоже придется оплатить обычному покупателю в «Магните» или «Пятерочке». Альтернатива — бюджетное субсидирование, но для этого нужен пухлый и румяный профицитный бюджет. Нужно с умом выбирать, на что и как тратить деньги — в интересах всего населения или на пользу отдельных приближенных групп.

Магнит

3. Потребительские факторы

Уже не раз приводил простую аксиому рынка: если спрос растет, а предложение не расширяется, цены всегда растут. Есть и более сложные, но тоже аксиомы:

  • Увеличение покупательной способности отдельных групп населения приводит к росту цен для всего населения. Работает, даже если достаток вырос всего у 5-10% населения.
  • При изменении матрицы потребления растут цены не только на те продукты, по которым выявлен рост спроса, но и на продукты-заменители. Если подорожала свинина, пойдет в рост и курица.
  • Рост спроса на более качественные продукты приводит к росту цен не только на них, но и на аналогичные товары в нижнем ценовом сегменте. Хорошо видно сейчас по маслу.

4. Финансовые факторы

Их много, приведу несколько примеров.

  • Если у производителя существует потребность в импорте, на стоимость его продукции будет влиять валютный курс.
  • Если не закрыт доступ на более выгодные рынки с более высокими ценами, продукт либо уйдет туда (возникнет его нехватка), либо цены сравняются.
  • Обслуживание кредитов компанией-производителем тоже оплачивает покупатель товара. Чем выше ставки, тем выше цены.

Дешевый хлеб закончился

5. Энергетические факторы

Формально они относятся к издержкам, но их принято выделять в отдельную группу. Если стоимость солярки для сельскохозяйственной техники выросла, а молокозавод стал больше платить за электроэнергию, формируется цепочка прироста стоимости всех продовольственных товаров.

Типичный пример влияния этих факторов — инфляция, которая 2 года назад раскручивалась по спирали в европейских странах. Мир дружно следил, удастся ли Европе справиться, или цены на еду уйдут в слабо контролируемый галоп. Не ушли, все хорошо у них там, можем порадоваться за обычных людей.

Я проверил, как растут цены на еду в других крупных экономиках

На всю Большую Двадцатку нашлась только одна страна с продовольственной гиперинфляцией — Аргентина. В годовом выражении рост цен составляет 201%, то бишь в 3 раза за год. Условно, если год назад товар стоил 100 рублей на наши деньги, то теперь — 300.

Галопирующий рост цен на еду вижу только в Турции — на 45,28% за год. Турки радуются, у них всего несколько месяцев назад 67-72% было, сейчас цены чуть притормозили. Ничего необычного, просто эффект высокой базы.

Больше стран с двузначными темпами роста цен на еду среди крупных экономик нет. У нас по сентябрю было 9,1%. Похожие цифры в Индии — 9,24%. В Бразилии и Мексике цены растут медленнее — на 6,65% и 6,23% в год соответственно.

Все остальные страны за психологическую отметку 5% не вышли. Показываю последние доступные в статистике цифры списком:

  • 3,3% — Австралия
  • 2,07% — Германия
  • 2,35% — Индонезия
  • 2,6% — Италия
  • 2,8% — Канада
  • 2,9% — Китай
  • 1,9% — Британия
  • 2,3% — США
  • 0,6% — Франция
  • 1,85% — Южная Корея
  • 4,7% — ЮАР
  • 3,4% — Япония
  • 0,82% — Саудовская Аравия

Рост цен на еду в зоне использования евро — 1,7% в годовом выражении.

Выводы делайте сами. Раз Европа смогла справиться с ростом цен на продовольствие, не допустив раскрутки спирали инфляции издержек, значит, и остальные могут. Предлагаю просто порадоваться, что у нас не Аргентина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *