Сразу 4 страны хотят вступить в наше сообщество: две уже подали заявки, а две собираются их подать при поддержке Китая, но столкнулись со внезапным сопротивлением Индии, Бразилии и Южной Африки.
Давайте посмотрим, что представляют из себя экономики потенциальных кандидатов на принятие в БРИКС, и подумаем, стоит ли их брать.
Ключевые показатели
Аргентина и Иран уже подали заявки на вступление. Индонезия и Египет ждут, когда Китай уговорит остальных участников, чтобы не портить себе репутацию отклонением. Настоящая очередь!
Для каждой из четырех стран я собрал на слайдах экономические показатели, которые считаю наиболее важными в контексте приема этих стран в БРИКС:
Развитые экономики в наш союз не торопятся. Все 4 кандидата относятся к числу развивающихся стран и развивающихся же экономик. Ничего плохого в этом нет: развивающиеся экономики потому и названы так, что они развиваются, у них есть потенциал роста и нет выработанной десятилетиями благоденствия привычки почивать на лаврах.
Динамика подушевого ВВП
Если экономическое развитие страны не приводит к устойчивому росту ВВП на душу населения, значит, страна что-то делает не так. И напротив — если подушевой ВВП поступательно растет (не путать с рывками, у рывкового роста может быть совсем иная природа, далекая от позитивных трендов), значит, страна развивается, растет уровень жизни населения, повышается ее привлекательность для принятия во всевозможные тусовки, от G20 до БРИКС.
Составил на данных МВФ сравнительный график ВВП на душу населения в динамике для действующих членов БРИКС и стран-кандидатов:
Хорошо видно, что главный аутсайдер БРИКС — Индия. Чтобы разглядеть их успехи, нужно вооружаться микроскопом. Плавный рост, о котором я говорил выше, демонстрируют Китай и те, на чьем вступлении он настаивает — Индонезия и Египет.
Брать или не брать? Таков вопрос…
Откровенно говоря, я бы принял Индонезию без каких-либо оговорок. Страна-труженица. Иран, Египет и Аргентина опасны — вместе со своими товарами они могут экспортировать инфляцию. И если Китаю этот момент не критичен, то для российской экономики каждый привнесенный процент станет ударом по кошелькам населения.
Но есть кое-что, что в значительной мере перевешивает риски экспорта инфляции. В сумме население этих четырех стран составляет 505 млн человек. Вдумайтесь, полмиллиарда потребителей! Больше, чем весь Евросоюз.
Если утрировать, вот вам пример. Напроизводим мы в рамках импортозамещения гвоздей для госпожи Матвиенко, а продавать кому кроме нее будем? У китайцев свои гвозди, индусам строиться не на что, до Бразилии возить далеко и дорого. А тут пожалуйста — индонезийцы, у которых растущий уровень жизни, а значит и растущий потребительский спрос, в том числе на ранее невостребованные товарные группы. Так что пример не только к гвоздям применим. На фоне изобилия введенных санкций нам пригодятся любые потребители. И поставщики — тоже. Так что мой вердикт — всех брать, никого не упускать. А там видно будет…