У нас в магазинах такого не было. Если попадали на российские витрины продукты из стран Европы, то ценник на них был практически тот же, что на родине товара. Иногда даже ниже.
«Макарошки везде стоят одинаково»
Разумеется, я говорю о продовольствии массового спроса. На подакцизные и элитные товары другое ценообразование, стоимость одинакового продукта может отличаться даже не в разы, а на порядок. А базовое продовольствие — мука, крупы, макароны, консервы и прочая бакалея — редко демонстрирует высокую разницу в ценах. Или, как говорила одна чиновница, «макарошки везде стоят одинаково».
В нулевых я участвовал в исследовании продовольственного рынка, проведенном с целью расширения географии поставок крупным европейским оптовиком. На этапе сбора информации мы фиксировали цены на товар в российском магазине и в стране его происхождения. А затем подвергали анализу и давали рекомендации:
- Адекватен ли ценник спросу на продукт с учетом логистических издержек и заданной маржи и возможно ли его снизить,
- Насколько конкурентоспособен продукт по цене в сравнении с товарами местного производства.
Звучит просто, а на самом деле — много аналитической работы с таблицами, договорами и калькулятором. Всё как я люблю 🙂
Мое первое экономическое образование как раз торговое, получал я его еще в начале 90-х по советским учебникам. Методики западной розницы пришли в Россию куда позже. И главное, что усваивал розничный управленец на первом году обучения и в ходе первой практики — что есть цена завода-изготовителя, на которую плюсуют транспортные и иные издержки доставки, делают торговую надбавку и получают розничную стоимость. Соответственно, произведенные в Италии макароны должны в российском магазине стоить дороже, чем в итальянском, поскольку километраж с карты не сотрешь, а транспорт без бензина не ездит.
Оказалось, мир живет совсем не так. В ходе исследования я обнаружил, что мы платим за произведенные за рубежом продукты меньше или столько же, как жители стран их происхождения. Для меня тогда стало открытием, что все издержки по доставке несет продавец как сторона, заинтересованная в сбыте продукции. И цену диктует вовсе не завод, а розница: по какой цене готовы потребители приобретать продукт, под ту цену и должен сплясать производитель. Или уйти с рынка, если сплясать не удалось.
С того исследования прошло 20 лет. Сейчас у нас не так много импортной еды в магазинах, чтоб сравнивать, но лет 5 назад хорошие итальянские макароны, великолепная исландская печень трески и испанские мясные деликатесы стоили у нас примерно столько же, сколько в странах Европы.
А теперь смотрите, что делают в Казахстане
По казахским магазинам я пошел подготовленным. Знал, что общий уровень цен примерно соответствует российскому, что уровень жизни и потребительский менталитет похожи. Понимал, что Казахстан — страна небогатая, и основная масса населения живет так же скромно, как народ в российской глубинке.
Вот ценник на макароны Барилла №73 из нашей «Пятерочки»:
Торговая надбавка по макаронам в зависимости от аппетитов торговой сети, цепочки оптовиков и фактических издержек составляет от 10 до 45%. Если закладывается акционная составляющая, начальная наценка может быть больше. Ценник на скриншоте не акционный, самый обычный — 93 рубля за пачку. Оптовая стоимость этих макарон — 70-80 рублей за одну упаковку 450 граммов.
А это ценник на те же макароны Барилла № 73 из казахстанского магазина Sun мart:
Точно такая же пачка стоит 1350 тенге! В пересчете на наши деньги — 243 рубля. В 3 раза дороже, наценка 200%. Неслабо? За 80 рублей купили, за 240 продали — «на эти 2% и живут». Даже если Барилла у казахов из Италии или Греции, а не из России, все равно завышение стоимости просто немыслимое.
А вот исконно русский продукт, который невозможно заподозрить в иноземном происхождении, — мука «Макфа». Да, та самая «Макфа», у которой активы оценили в 3 российских бюджета (100 трлн рублей) и национализируют их. Российская мука из российского зерна, высший сорт, та же «Пятерочка»:
125 рублей без акции. Если постараться, можно и по 100 найти. Доехав до Казахстана, эта же мука увеличивается в цене почти в 2 раза:
1060 тенге за упаковку, 191 рубль на наши деньги. Такие цены предлагают людям, у которых зарплата на наши деньги 15-25 тысяч рублей.
И вишенка к нашему торту, кофе российского производства Carte Noire. Утратившая в процессе шринкфляции 5 г продукта банка стоит 420 рублей в России:
Себестоимость такого кофе в пределах 200 рублей за банку. Оптовый ценник — не более 300 рублей. Но простым казахам за кофе этого производителя предлагают платить 5500 тенге или 990 рублей, то есть более чем в 2 раза больше:
У меня только один вопрос: в чьих карманах оседает прибыль? И понимают ли эти люди, насколько сильно вредят восприятию российских брендов в других странах? Ведь впечатление о производителе, его товаре и стране происхождения товара формируется в первую очередь по одежке, то бишь по упаковке и цене.
Неудивительно, что сотрудничество с Казахстаном по поставкам российских продуктов питания развивается вяло. Кто будет покупать по таким ценам наше продовольствие? Обеспеченный класс другой кофе пьет и вряд ли дома пироги печет. У наших продуктов целевой аудиторией должен быть массовый потребитель, но для него мы неконкурентны по цене.