Россия обогнала Швейцарию и победила кризис или на нас надвигается тотальный дефицит?

Хлебосольная Россия

Как понять, на сколько в стране выросли цены, если статистики показывают очень низкую инфляцию? Сейчас я вас научу, как самостоятельно не только увидеть, но предсказать реальное подорожание. Хоть в России, хоть в любой другой стране.

Есть два похожих индикатора, в которых регулярно путаются даже эксперты. Но на деле все очень и очень просто.

Наш любимый PPI, перетекающий в CPI

В России при прогнозировании инфляции широко используется PPI — Producer Price Index, он же «индекс цен производителей». Считается в пунктах.

Как следует из названия, PPI отражает изменение цен на производствах в той стране, где проводятся замеры. То есть учитывает отечественную продукцию и никоим образом не затрагивает импорт. Как следствие — не дает представления о масштабах завозной инфляции и не может использоваться в прогнозировании сам по себе, только в связке с другими инструментами.

Вторая его особенность — сбор данных происходит в моменте отгрузки товаров от производителя. Не учитывается, куда уходит продукт — в оптовую компанию, в розницу или другому производителю. Это мешает пониманию объема наценок от звена к звену, особенно для товаров с высокой добавленной стоимостью, где до финального потребителя продукт может пройти цепочку из десятка производств.

Бесполезность PPI для населения хорошо видна на примере российского графика. Если бы у нас все дорожало со скоростью по 150-300% (пардон, пунктов) в год, мы бы уже снова миллионы в кошельках носили.

Россия, PPI за все время наблюдения

Есть другой индикатор, более полезный простому народу

У нас он практически не используется, а зря. Один из самых интересных опережающих экономических индикаторов — тех, по которым можно прогнозировать будущее — Producer Prices Change, или так называемая «оптовая инфляция». Несмотря на схожие аббревиатуры, индикаторы совершенно разные.

Producer Prices Change, в отличие от Producer Price Index, считается в процентах и представляет собой годовое изменение цен как производителей, так и оптовых компаний на оптовом рынке.

Я выкладывал недавно данные этого показателя для отдельных стран Европы:

Де-факто это самая обычная оптовая инфляция. Ее ключевое отличие от обычной, потребительской инфляции — не учитывается вес товара в структуре потребления домохозяйств. То есть продукция повседневного спроса будет влиять на индикатор в той же мере, что и продукция редкого спроса. Мы ежедневно покупаем хлеб, но не каждый день покупаем телевизор или автомобиль. В розничной инфляции этот момент учтен, а в оптовой — нет. Поэтому показатель оптовой инфляции всегда выше, чем розничной.

Но главное преимущество Producer Prices Change перед Producer Price Index — при расчете не имеет значения страна происхождения товара. То есть изменение цен на импортные товары и привезенная с ними трансграничная инфляция в показатель уже заложены в той же мере, что и рост цен на продукцию местного производства.

Переход роста цен производителей в инфляцию потребителей

Если из PPI в CPI, то бишь индекс потребительских цен, инфляция может перетечь или не перетечь, то для оптовой инфляции переток в розничную — лишь вопрос времени. И единственное, чем он тормозится, это изменение структуры потребления. По двум причинам:

  1. То самое коварное манипулирование данными, когда вес конкретных товаров в структуре потребления меняет росчерком пера официальная служба статистики (хоть Росстат, хоть Дестатис, хоть Белстат — все так делают иногда).
  2. Изменение потребительских предпочтений по естественным или вынужденным причинам — от перехода населения на сберегательную модель до наступления эпохи тотального дефицита.

Стандартный временной лаг по товарам массового спроса — от месяца до 3-4 месяцев и более в зависимости от товарной группы.

Для понимания, на сколько реально в годовом выражении вырастут цены на доступные в рознице товары в любой стране, достаточно открыть в любом агрегаторе экономической статистики Producer Prices Change и посмотреть.

Например, берем данные TradingEconomics по крупнейшим экономикам мира и видим, как коллапсирует потребительский сектор Германии, Испании, Турции, Аргентины:

Крупные экономики, Producer prices change, срез 20 октября 2022

Попутно — понимаем, что все новости про скорый крах США не более чем миф, на фоне Европы все у них прекрасно. Как и в Японии, Канаде, Саудовской Аравии. Замечаем, как улучшается ситуация в Бразилии и Индии.

Видим, как Россия обогнала Швейцарию, начинаем радоваться. А стоит ли?

Посмотрим на данные России в динамике:

Изменение цен производителей, Россия, 2012-2022

На графике хорошо видно, что кризис у нас просматривался ровно тогда же, что и в европейских странах — еще в середине 2021 года. Видно, как встрепенулись оптовые цены в марте, пока распродавались складские остатки. И как по мере сокращения импорта показатель пошел вниз, отражая не столько снижение цен, сколько выбывание отдельных товаров и целых ассортиментных групп.

Если упростить, цифры в примере с потолка: у нас в опте продавалось 10 тысяч наименований товаров, и каждый из них влиял на Producer Prices Change. А теперь продается 5 тысяч наименований — то, что осталось. Эти товары менее подвержены внешним причинам роста цен, частично производятся у нас, частично ввозятся из стран, которые пока не экспортируют вместе с ними инфляцию. Их влияние на показатель возросло. Отсюда и снижение, а вовсе не потому, что нам удалось как-то преодолеть кризис. Дефицит-с, господа. Нет товаров — нет и роста цен.

Простите, если кого-то расстроил. Надеюсь, нужные вам товары не превратятся в дефицит, который придется «доставать». Я, наивный, искренне верил, что с этим неприятным глаголом мы распрощались еще в начале 90-х.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *