Когда создавались, подписывались и вводились в действие Маастрихтские критерии, ставшие основой Договора о Европейском Союзе 1992 года, Европа была совсем другой. Уровень госдолга Британии держался ниже 30% от ВВП, Франции — ниже 40%. Австрия была отстающей: ее госдолг в 1990 году — ужас-ужас! — достиг 56,1% ВВП! Примерно так же дела обстояли в Греции.
Планку для желающих вступить в ЕС сделали доступной: госдолг не должен превышать 60% от ВВП. Ожидалось, что удержаться в заданном диапазоне ради членства в сообществе сможет любая европейская страна.
Почему именно 60%?
В конце 80-х — начале 90-х считалось, что это максимальный уровень государственного долга, при котором экономика способна к долгосрочному росту на уровне 5% в год. Превышение планки ставит перед страной проблему роста расходов на обслуживание долга, снижая тем самым вероятность ее устойчивого развития.
По той же причине странам, вступающим в Евросоюз, не положено иметь высокий бюджетный дефицит. Максимум 3%. Нужно уметь жить по средствам, а не надеяться, что более устойчивые страны сообщества станут донорами для нового члена.
Время показало, что долгосрочный 5%-ный экономический рост — цель нереалистичная. В наше время 2% — уже победа. Кроме того, при первых же сложностях страны-участницы евросообщества решают внутренние экономические проблемы, наращивая оба параметра — и дефицит бюджета, и госдолг. А некоторые начали нагребать долги буквально сразу после подписания Маастрихтского договора. Отчитались о выполнении, закрыли за собой дверь, и… гуляй, Ивановская, после нас хоть потоп.
Кое-кто изначально не соответствовал. К примеру, Бельгия, где самый низкий за последние несколько десятков лет уровень госдолга зафиксирован в 1980 году, 74,1%. Или Италия, где в 1988 году — за несколько лет до подписания Маастрихта — был «рекордно низкий» уровень госдолга к ВВП. Всего 90,5%! Так что Маастрихтские критерии работали лишь для новичков. На отсев.
Правила, бесспорно, устарели, но видоизменять, а уж тем более отменять их в ЕС пока не планируют. Если зафиксировать статус кво на текущем уровне (95,6% в конце 2021 года в среднем по зоне евро), большинство стран воспримут это как сигнал к массированным заимствованиям, что поставит плюсовой экономический рост на континенте в число целей невозможной реализации. А кандидатов в ЕС придется принимать не на условиях равнозначности, а как иждивенцев.
Какой уровень госдолга в странах Евросоюза?
Проверил данные национальной статистики по всем 27 странам. Четко видны страны-пожиратели экономического роста и страны, за счет которых ЕС продолжает худо-бедно развиваться.
Списком по убыванию:
- Греция — 193%
- Италия — 151%
- Португалия — 127%
- Испания — 118%
- Франция — 113%
- Бельгия — 108%
- Кипр — 104%
- Австрия — 82,8%
- Хорватия — 79,8%
- Словения — 74,7%
- Венгрия — 73,5%
- Финляндия — 72,4%
- Германия — 69,3%
- Словакия — 63,1%
- Мальта — 57%
- Ирландия — 56%
- Польша — 53,8%
- Нидерланды — 52,4%
- Румыния — 48,8%
- Латвия — 44,8%
- Литва — 44,3%
- Чехия — 41,9%
- Дания — 36,7%
- Швеция — 36,7%
- Люксембург — 24,5%
- Болгария — 22,9%
- Эстония — 18,1%
Соответствуют критерию «госдолг не более 60% ВВП» только 13 стран. Разница между первой и последней строчкой — на порядок. Не удивлюсь, если именно отношение властей отдельных стран к заимствованиям станет очередным пинком в сторону развала когда-то казавшегося перспективным евросообщества. Но разве болгары или эстонцы виноваты, что итальянцы и французы так и не научились жить за свой счет?