Россия и США — лидеры мировой нефтяной отрасли. Свои природные запасы, своя добыча, своя переработка. Отсюда и более низкие цены на топливо, чем в Европе, где приходится надеяться на внешние поставки, без которых ничего не будет ездить.
Это, кстати, одна из причин, почему именно в Европе настолько активно внедряют электротранспорт. Боятся, что при новом нефтяном кризисе на заправках возникнет дефицит, и тогда население будет не удержать — начнутся бунты, пример которых нам уже показывала Франция в 2021-2022 году. Пришлось вертолетные деньги разбрасывать – раздать по 100 евро компенсации за рост цен, их получили 38 млн французов.
Народ остается покладистым и спокойным лишь до тех пор, пока его базовые потребности удовлетворены. Любой пинок по первичному потреблению (еда, коммунальные платежи, топливо и тому подобное) — и начнется социальная турбулентность с непредсказуемыми результатами. Чем выше доступность бензина населению, чем больше топлива можно купить на небольшой заработок, тем выше средний уровень жизни и ниже риски «революций снизу».
Для профилактики социальной турбулентности в США держат цены на бензин на особом контроле
Для американцев нормальные цены на бензин и свободный доступ к заправкам — не роскошь, а ежедневная необходимость. Одноэтажная Америка стала нацией автовладельцев. Сходить в магазин, сводить детей в парк или на занятия, посетить врача или парикмахера — для всего нужна машина.
По итоговой статистике за 2021 год:
- 91,7% американских домохозяйств имели как минимум один автомобиль,
- 37,1% — две машины,
- 22,1% — три и более транспортных средства.
Неудивительно, что когда летом 2022 года ценник на топливо вырос в полтора раза, в американской глубинке пошли вполне серьезные разговоры о том, что Байдену пора на пенсию. А раз сам не хочет, то ему помогут.
В итоге ситуацию с ростом цен на бензин Байден разрулил (о методах я рассказывал в прошлом году). И сейчас средние цены на галлон топлива опустились до 3,281 доллара в среднем по стране. За литр это 86,7 цента — 76,5 рубля на наши деньги. В нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих штатах цены дешевле. Литр стоит от 72,7 цента (64 рубля).
Интересно, что в самых бедных штатах далеко не самый дешевый бензин. По ценам лидирует Техас, а самое дорогое топливо в Калифорнии
А вот вопрос чрезвычайно низкого МРОТ в США, решать не торопятся. С 2009 года федеральная минималка застряла на уровне 7,25 доллара в час. Поднять ее обещали и Трамп, и Байден, да только воз и ныне там.
Дело в том, что правовая система Штатов позволяет каждому штату устанавливать свой МРОТ. И если почти 2 десятка штатов этим не пользуются, значит, нет возможности, нет ресурсов. Отдельные, типа Огайо, даже такую низкую минималку с трудом вытягивают платить.
7,25 доллара в час при стандартной нагрузке 160 часов в месяц дают 1160 долларов (102,3 тысячи рублей). Из расчета средней по стране стоимости топлива денег хватит на 1338 литров бензина.
А что у нас в России?
На фоне американского низкого минимального размера оплаты труда наш выглядит совсем крошечным — 16242 рубля в месяц в 2023 году. В российской глубинке миллионы людей с нетерпением ждут 1 января 2024 года, когда минималка вырастет сразу на 3 тысячи, до 19242 рубля.
По стоимости бензина (GlobalPetrolPrices, ноябрь) мы занимаем 18 место в мире, пропуская вперед сразу 3 экс-советских республики (Туркмения, Казахстан и Азербайджан) и больше десятка других нефтедобывающих стран. Понятно, что мечтать о бензине по 2-3 рубля за литр, как в Иране, Ливии и Венесуэле, бесполезно. Справедливым уровнем цен для нашей страны я считаю 30-35 рублей, как в Алжире, Анголе или Египте.
Средняя стоимость литра 95-го бензина в России — 55,02 рубля. На текущий МРОТ можно заправить 295 литров. В 4,5 раза меньше, чем в США.
Теперь посмотрим на немцев
У них, напомню, нефть привозная, как и большинство нефтепродуктов. Покупали у нас, у американцев, у арабов… Теперь вот у индусов продукты переработки русской нефти берут. Кто хорошие цены предлагает и ни в какие «черные списки» не входит, у тех и закупают.
Закономерный итог — высокая стоимость топлива на заправках. По данным GlobalPetrolPrices, средняя стоимость литра Аи-95 в Германии в ноябре 2023 составляет 1,757 евро.
Череда кризисов в европейской экономике с 2020-го года заставила немцев пересмотреть подход к минимальной зарплате, чтобы защитить наименее обеспеченную часть работающего населения. Теперь в Германии МРОТ распространяется на все категории работающих. Им нельзя платить меньше, чем 12 евро в час.
Умножаем на 160 часов, получаем 1920 евро (185 тысяч рублей). Почти в 2 раза больше, чем у американцев, и в 11 раз больше, чем у россиян. Немецкой минималки хватит на 1093 литра бензина — всего на 245 литров меньше, чем в нефтеносной Америке, и в 3,7 раза больше, чем в богатой любыми ресурсами России.
Выводы делайте сами.